ISO 9001:2008
ISO 9001:2008
Стандарт ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» разработан ИСО – Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). Соответствующий сертификат может служить для потребителя свидетельством стабильного высокого качества продукции предприятия.
История ИСО началась в октябре 1946 года, когда делегаты от 25 национальных организаций по стандартизации собрались на конференции в Лондоне. Они приняли решение о создании некоммерческой международной организации, которая бы взяла на себя разработку единых промышленных стандартов для всего мира. Такой организацией и стала ИСО, начавшая работу с февраля 1947 года.
Сегодня в ИСО входят представители 163 стран. К настоящему моменту она разработала более 19 500 международных стандартов, охватывающих практически все отрасли бизнеса и технологий. Над созданием стандартов работают около 3 368 входящих в структуру ИСО технических органов. Центральный секретариат организации расположен в Женеве (Швейцария).
Стандарты ИСО разрабатываются на основе консенсуса участников и носят добровольный характер.
Сама ИСО не занимается сертификацией предприятий. Ее производят независимые организации, в основном частные.
Серия стандартов ISO 9000 охватывает различные аспекты управления качеством. Одним из них является стандарт ISO 9001:2008. Он служит для оценки способности предприятия выполнять требования потребителей и законодательства к качеству продукции, а также следовать собственным внутренним правилам.
Первая версия стандарта ISO 9001 была создана в 1987 году на основе британского стандарта BS 5750. ISO 9001:2008 представляет собой четвертую редакцию стандарта.
Одна из особенностей этого стандарта – внедрение процессного подхода к управлению качеством. При этом подходе большое внимание уделяется связям разных видов деятельности, их комбинациям и взаимодействиям. Система менеджмента качества должна обеспечивать целостность контроля качества на протяжении всего процесса производства и в результате – гарантировать стабильное качество продукции.
В частности, стандарт ISO 9001:2008 обязывает предприятие:
- обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для управления качеством;
- осуществлять мониторинг и анализ процессов управления качеством;
- принимать меры, направленные на достижение запланированных результатов;
- стремиться к улучшению системы менеджмента качества;
- вести документацию в области качества;
- планировать процессы жизненного цикла продукции;
- определять требования потребителей к качеству продукции;
- стремиться повысить удовлетворенность потребителей;
- обеспечивать надлежащую компетенцию персонала и доводить до его сведения важность выполнения требований к качеству продукции;
- поддерживать в рабочем состоянии всю инфраструктуру, влияющую на качество продукции (здания, оборудование, транспорт, связь, информационные системы и т.п.);
- создавать производственную среду, необходимую для выполнения требований к качеству продукции.
Сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества стандарту ISO 9001:2008, служит доказательством надежности предприятия и его целостного подхода к обеспечению качества продукции.